#денькосоворотки
12 июля отмечается молодой праздник — День косоворотки. К этому дню в музее оформлена выставка «Как одевались в старину». Выставка познакомит посетителей о том, что в этот день отмечают День апостолов Петра и Павла, а также день начала сезона сенокоса на Руси. По традиции, в русских семьях 12 июля родители дарили своим молодым сыновьям новые косоворотки, как символ их взросления и приобщения к крестьянскому труду, об истории возникновения и интересных особенностях праздника, о том, что такое косоворотка.
Существует несколько теорий происхождения косоворотки. Большинство исследователей склоняются к тому, что это традиционная русская одежда, возникшая, естественно, сама собой, в славянской древнерусской культуре. По историческим свидетельствам, первые письменные упоминания косоворотки датируются серединой XII века и связаны с городом Суздалем. Этот период нашей истории связан с именем Святого Благоверного князя Андрея Боголюбского (1111 – 1174), властителя Владимиро-Суздальской Руси, первого Российского Самодержца.
Некоторые исследователи связывают проникновение косоворотки в национальный костюм в связи с нашествием монголо-татар. Этим и объясняется, например, смещение косого разреза рубахи влево – как носили татары.
Существуют не только теории происхождения косоворотки: некоторые исследователи выдвигают гипотезы, почему потребовалось сместить разрез из классического прямого (известного на Руси с незапамятных времен) на левую сторону:
Красивая теория Дмитрия Лихачева заключалась в том, что косой ворот позволял надежно спрятать цепочку и нательный крест: он не выпадал из рубахи.
Этнограф Дмитрий Зеленин считает, что такой сложный крой позволял защитить человека от холода и ветра, потому что в рубаху ледяному воздуху было сложнее задуть. Если принять во внимание теорию тюркского происхождения косоворотки – традиционно кочевых народов, путешествующих по степям с сильными ветрами, то эта мысль кажется очень логичной.
Некоторые исследователи считают, что косой ворот – это все же дань военной традиции. Именно на левую сторону застегивалась кольчуга, поскольку так было проще защитить шею от удара (левая сторона тела прикрывалась щитом). Кстати, позже косоворотка стала прообразом солдатской гимнастерки. В гимнастерки одевались казаки, кавалеристы, а также те, кто служил на юге. Прямо сверху на эту рубаху надевали и портупею. Правда, косой ворот часто заменяли на прямой.
Косоворотка — попросту рубашка с длинным рукавом. Крестьяне носили полотняные белые рубахи. Их держали исключительно навыпуск и закрепляли на талии веревкой. Косоворотки были на каждый день и праздничные — у них был расшит ворот. Также если нужно было нарядиться, можно было надеть красивый пояс, например, с кисточками. Люди с достатком могли шить праздничные косоворотки из более дорогих материалов — шелка и атласа. Косоворотка была основой нехитрого гардероба любого русского крестьянина с XII века вплоть до начала XX века.
У женщин были свои косоворотки длиной до пола, подол и рукава чаще всего могли торчать из-под сарафана, который надевали сверху. У крестьянок было также огромное количество рубах для разных случаев — у незамужних девушек одни, у невест на выданье другие, у замужних третьи. На праздники и похороны тоже требовалась отдельная рубаха, с тщательно вышитыми «манжетами» и воротниками. Узоры на них несли смысловую символическую нагрузку.
Косоворотка прочно вошла в национальную память и исторические традиции русского народа. При этом, она имела всесословный характер: косоворотку носили и цари (Иван Грозный, Алексей Михайлович), и императоры (Александр III, Николай II), и высокородные бояре, и купечество, и мещанство, аристократы и дворяне, писатели и художники.
Празднование Дня Косоворотки имеет национально-культурное и просветительское назначение, призвано внести весомый вклад в дело укрепления национального единства русского народа и всех коренных народов Российской Федерации, продвижения положительного образа русской культуры и национальных традиций русского народа.